Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: исторические документы Коллекция: исторические документы Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Б » Бурлюк, Давид Давидович – поэт, художник » БИОГРАФИЯ


Бурлюк Д.Д. Портрет художника. 1923. Худ. Н.И. Фешин. Биографическая справка

Бурлюк, Давид Давидович (1882-1967) – поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.

 
Тема культура
Исторический период Новейшая история
Тип исторического источника Изобразительный источник
Территория Российская империя
Персоналии Николай II Александрович, российский император
Библиография Бурлюк Д. К 25-летию художественно-литературной деятельности (стихи 1898—1923). – Нью-Йорк, 1924; Бурлюк Д. 1/2 века. Нью-Йорк, 1932; Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб., 1994.

Голлербах Э.Ф. Искусство Давида Д. Бурлюка. Нью-Йорк, 1930; Голлербах Э. Поэзия Давида Бурлюка. Нью-Йорк, 1931; Казак В. Лексикон русской литературы XX века. — М.: РИК «Культура», 1996; Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания / Примечания П. М. Нерлера, А. Е. Парниса и Е. Ф. Ковтуна. – Л.: Сов. писатель, 1989; Мендельсон М. Две встречи // Вопросы литературы. 1984.№ 3. С.195-204; Поступальский И. Литературный труд Давида Д. Бурлюка. Нью-Йорк, 1931; Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1; Michael Gold. David Burliuk: artist-scholar, father of Russian futurism. Нью-Йорк, A.C.A. Gallery, 1944.

Образовательный уровень углубленное изучение
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; изобр. – http://monle.livejournal.com/58676.html


Бурлюк Д.Д. Портрет художника. Худ. Н.И. Фешин. 1923. Холст, масло. Художественный музей Нью-Мексико (Санта-Фе, штат Нью-Мексико, США)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давид Бурлюк родился 21 июля 1882 года в черте оседлости, на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии (современная Сумщина) в богатой еврейской семье, управляющего помещичьим имением (по другим источникам – в казачьей или крестьянской семье).

В одной из анкет Давид Бурлюк, легендарный основатель кубофутуризма, так охарактеризовал себя: «Один из основоположников футуристической группы в России. Учитель Маяковского. Издатель В. Хлебникова и неистовый проповедник новой революционной литературы в России». Маяковский вспоминал о нем: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая». 

В 1898-1899 гг. Д. Бурлюк учился в Казанском и Одесском художественных училищах, в 1902-1903 гг. изучал живопись в мюнхенской «Королевской академии». В 1904 г. работал в парижской мастерской художника Кормона.

Участвовал в художественных выставках в России и за границей. В 1910 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с Маяковским был исключен в 1914 г. «за участие в публичных диспутах», отстаивая эстетику «нового искусства». Начал печататься в 1899. Организатор группы кубофутуристов.

Произведения Бурлюка печатались в футуристических сборниках: «Садок судей» (1913), «Пощечина общественному вкусу» (1913), «Требник троих» (1913), Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов “Гилея, Рыкающий Парнас (1914) и др.

Вместе с Маяковским и В. В. Каменским участвовал с декабря 1913 г. по апрель 1914 г. в турне футуристов по России, выступая с чтением лекций и стихов. На публичных выступлениях провозглашался манифест, призывавший отказаться от классических традиций (предлагалось "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности"). Следовали яростные нападки, что только увеличивало интерес читающей публики к новой школе. Стихи Бурлюка отмечены усложненным словотворчеством и свойственной футуризму эпатажность.

Современники Д. Д. Бурлюка называли «фельдмаршалом мирового футуризма». Исследователь творчества Д. Д. Бурлюка Поступальский писал: «Будущий историк литературы когда-нибудь займется выяснением подлинной роли Д. Бурлюка как организатора футуризма, более или менее точно подсчитает количество и результаты его выступлений на эстраде и в печати... Известно, например, что подавляющее большинство футуристических изданий — дело рук Д. Д. Бурлюка; едва ли не всех футуристов в их молодости наставлял Д. Д. Бурлюк. С его помощью, почти целиком на его деньги, заработанные лекциями и выставками, были изданы „Творения“ В. Хлебникова... Трогательна вечная забота Д. Д. Бурлюка о сотоварищах, художниках и баячах».

Революцию, как и все футуристы, Бурлюк встретил восторженно. Осенью 1917 Бурлюк вместе с В.Каменским организовал в Москве «Кафе поэтов», просуществовавшее до апр. 1918. Зимой 1918 подобных заведений в Москве расплодилось множество, но начинание Бурлюка и Каменского было одним из первых. «В "Кафе поэтов" я довольно часто бывал, даже как-то выступил»,— вспоминал И.Эренбург и описывал проходившие там вечера: «на эстраду, например, подымался Давид Бурлюк, сильно напудренный, с лорнеткой в руке и читал: "Мне нравится беременный мужчина..."»

В 1920 г. эмигрировал из советской России. Вначале жил в Японии; с 1922 г. проживал в США, в Нью-Йорке, где издавал журнал «Цвет и рифма» и занимался главным образом изобразительным искусством. Бурлюк развил активность просоветской ориентации и написал поэму к 10-летию Октябрьской революции. В 1920-х работает в газете "Русский голос", входит в литературную группу "Серп и молот" В начале 1930-х Бурлюк еще продолжал литературно-издательскую деятельность. Он выпустил сборник-антологию, посвященную «светлой памяти В.В.Маяковского»,— «Красная стрела» (1932).

В дальнейшем Бурлюк выступал в основном как художник, и в этом качестве его судьба сложилась вполне успешно. В 1930-1960-х состоялось более 30 выставок его картин. В 1956  и 1965 гг. приезжал в Советский Союз.

Умер 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома.

Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них репродуцированы. В Бруклине (Нью-Йорк, США) создан музей Давида Бурлюка. Международная Академия Зауми ежегодно вручает поэтическую премию, которая называется Международная отметина имени Давида Бурлюка.

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)
История XIX в. (четвертая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer